Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов необходима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники загрязнения атмосферы.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», они обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Основания для разработки ПДВ
Проект нормативов предельно-допустимых выбросов разрабатывается на основании:
- Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»;
- Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87;
- Приказ от 7 августа 2018 года N 352 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки;
- Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 декабря 2011 г. № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».
C 1 января 2019 года вступили в силу измененные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, в соответствии с которыми скорректирован подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка необходимых документов получила привязку к присвоенной категории объекта негативного воздействия:
- для объектов I категории НВОС в составе заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР) производится расчет нормативов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также расчет технологических нормативов;
- для объектов II категории НВОС расчет нормативов допустимых выбросов производится в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
- для объектов III категории НВОС рассчитываются нормативы радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
- для объектов IV категории НВОС выбросы в атмосферный воздух не нормируются, для них проводится только инвентаризация источников выбросов.
СРОК ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВОВ ПДВ — СЕМЬ ЛЕТ
Ответственность за отсутствие ПДВ
По статье 8.21. КоАП РФ (Нарушение правил охраны атмосферного воздуха):
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2.000 до 2.500 рублей;
- на должностных лиц – от 40.000 до 50.000 рублей;
- на юридических лиц – от 180.000 до 250.000 рублей; или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1.500 до 2.000 рублей;
- на должностных лиц – от 3.000 до 4.000 рублей;
- на юридических лиц – от 30.000 до 40.000 рублей.
3. Нарушение правил эксплуатации, не использование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1.000 до 2.000 рублей;
- на юридических лиц – от 10.000 до 20.000 рублей; или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Этапы разработки и согласования ПДВ
Подготовка проектной документации включает ряд обязательных этапов:
- инвентаризация каждого источника выбросов, установление параметров;
- определение величины выбросов и загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу;
- проведение лабораторно-инструментальных замеров (при необходимости);
- расчет ПДВ предприятия;
- анализ расчета рассеивания загрязнителей, одновременно попадающих в воздух со всех источников выбросов, и определение концентрации каждого вещества на границах СЗЗ;
- разработка экономически обоснованного комплексного плана мероприятий по сокращению выбросов;
- согласование проекта ПДВ в уполномоченных государственных органах.
Факторы формирования стоимости проекта ПДВ:
- количество и вид источников выбросов загрязняющих веществ на предприятии;
- количество и вид загрязняющих веществ, выделяющихся из источников выбросов загрязняющих веществ;
- расположение предприятия (Москва, Московская область, регионы РФ);
- количество площадок у организации, для которых требуется разработка проекта ПДВ.